руende

Технология материалов V1


Данный текст основан на методическом пособии, разработанном преподавателем Гомельского художественного колледжа Светланой Курашовой с учетом программы обучения живописи и рисунку учащихся средних учебных заведений Республики Беларусь и содержит ряд упражнений и методических рекомендаций по их выполнению. Кроме этого в текст внесены дополнительные материалы в рамках изучаемого предмета. 

Содержание

V1

1.1. Графит. Перо
1.2. Уголь. Сангина
1.3 Соус. Пастель.
2.1. Акварель. Характеристика материала. Особенности. Приемы работы. Инструменты, приспособления. Способы хранения
2.2. Клеевые краски. Гуашь. Акрил. Темпера. Характеристика.

V2

2.3 Масляная живопись. (Виды красок, их свойства. Виды кистей. Основы для грунта. Виды холста и картона.) Основы для живописи. Грунтовка холста.
2.4. Виды подрамников. Грунты под масляную живопись. Виды грунтов. Требования к грунтам. Виды клея
2.5 Разбавители и лаки для маслянной живописи 
Литература

Продолжение.



Введение

Предмет "Технология материалов" является одним из профилирующих при подготовке художников живописцев и напрямую связан с качеством подготовки учащихся художественных колледжей по таким важнейшим специальностям, как рисунок, живопись, композиция. Программа рассчитана на 22 учебных часа и включает 10 тематических и 12 практических занятий.
Основная задача курса "Технология материалов" - формирование профессиональных знаний и практических навыков работы с разными графическими и живописными материалами, изучение их свойств и особенностей.
Знакомство со свойствами того или иного материала происходит и в процессе изложения теоретического материала преподавателем: кратких исторических сведений о нем в истории искусств, областей применения, примеров работ известных художников, так и в процессе практических работ. Практические занятия краткосрочные, выполняются на небольших форматах А4-А5 и закрепляются при выполнении домашних заданий. По темам графических материалов и клеевых красок работы собираются в папку, оценки за которую ставится в конце семестра.
Особое значение имеет подготовка учащихся к масляной живописи, где основной упор делается не столько на практическое выполнение работ масляными красками, сколько на грамотную подготовку холста к работе: натягивание, проклейку и грунтовку. Важное значение имеет изучение свойств различных химических составов, применяемых в масляной живописи. Особо важное значение имеет изучение правил техники безопасности при работе с ними.
 

 

1.1. Графит. Перо


Теоретическая часть

Графит

Изучение техники изобразительного искусства должно начинаться с изучения используемых материалов. Знание свойств материалов может во многом способствовать совершенству работы. С рисунка начинается всякое изображение на плоскости. Основа любого вида изобразительных искусств - рисунок. С рисунка начинали обучать искусству и художники Древнего Египта, и художники Древней Греции, и средневековья. Этого придерживаются и сегодня во всех учебных заведениях, где изучается изобразительное искусство.
Особое место среди всех материалов, которые применяются в рисунке, является графитный карандаш, первое описание которого встречается во II половине 16 в. К тому же времени относится и открытие месторождения графита в Англии. На протяжении веков графитовый стержень, который пачкал руки, ломался и крошился, претерпел значительные изменения, стал более удобным для работы, а также выпускается различной мягкости. Уже в 1846 г. выпускали карандаши 17 степеней твердости.
Выбор карандаша зависит от той задачи, которую ставит перед собой художник. Например, быстрые наброски удобнее делать мягкими карандашами, моделировать объем предметов из гипса, стекла или металла необходимо карандашами более твердыми.
В художественной практике роль такого материала, как карандаш, трудно переоценить. Самое широкое применение графитный карандаш находит при подготовительных работах как в рисунке, так и в живописи, композиции всех направлений. След от карандаша идеально снимается стеркой, допускаются любые правки. Лучшего материала для выполнения эскизов, особенно на начальном этапе трудное себе представить. Карандаш необходим для обучения академическому рисунку на всех стадиях обучения. Он подходит для набросков, краткосрочных заданий, а также для длительных многочасовых работ с натуры.
И, конечно, рисунок графитовым карандашом существует и как самостоятельное направление графики. Есть немало художников, которые полюбили именно этот материал, успешно в нем работают и представляют свои работы на выставках.
Карандаш выпускается разной мягкости, которая часто обозначается маркировкой Н, НВ, В с цифровыми показателями, например, 2Н – очень твердый карандаш, а 6В – очень мягкий. Также карандаши бывают не только графитными, но и цветными, угольными, акварельными и др.
Необходимо сказать, что выбор карандаша зависит и от качества бумаги, на которой предстоит выполнять работу, и от той задачи, которую ставит перед собой художник. На гладкую бумагу лучше ложится мягкий карандаш, на более шероховатой удобен карандаш средней мягкости и твердый.

Перо

Первое упоминание пера ка инструмента для получения линии относится к VII веку. Вплоть до середины XIX в. наиболее распространены были гусиные перья.
Металлическое перо (известно с XIX в.) дает наиболее тонкую и ровную линию. Трудности этой техники в особой чувствительности пера. Широкое применение на востоке получили тростниковые и бамбуковые перья. К технике тростникового пера приближается техника гусиного пера, но уступает ей по возможностям.
Важнейшими моментами подготовки перьев к работе были обрезание и закаливание птичьих перьев в печке при температуре 60 оС.
Гусиное перо позволяло делать линию разной толщины.
Переход от птичьих и тростниковых перьев к металлическим имел большое значение для письменности.
Уже в Древнем Риме были перья из бронзы, меди и серебра.
В 1798 г. в Англии было изобретено металлическое перо для письма на литографском камне, а в 1818 г. в Германии было сделано стальное перо для письма на бумаге. Оно укоренилось в учебной практике только к середине 1880-х годов, но для рисунка гусиное перо еще долго сохраняло свое значение.
Техника работы пером требует стального гибкого пера, плотной, гладкой хорошо проклеенной бумаги и туши, легко стекающей с пера. Движение пера должно быть свободным. Если перо имеет очень острый конец, его движение по бумаге будет весьма ограниченным, особенно, если бумага шероховатая.
 

Тушь

Тушь широко применяется при рисовании пером или кистью.
Изготавливают тушь из сажи газовой, спиртового раствора, шеллака, глицерина, сахара, ПАВ-желчи и антисептика. Кроме жидкой, тушь выпускается и в твердом виде.
Главная особенность туши – глубокий черный цвет, которого нет в акварели. Выпускается также и цветная тушь. Тушь, которая может быть в виде жидкого раствора и пастообразная. Пастообразная тушь разводится водой в соотношении 1:3. 
Работа тушью близка к работе акварелью, т.к. и то и другое разбавляется водой. Некоторые художники работают в смешанной технике. После высыхания тушь не разбавляется водой, так как в ее состав входит спиртовой раствор шеллака.
 

Вспомогательные материалы для работы мягкими материалами.

Растушевки

Растушевки применяют при работе сангиной, соусом, пастелью, для тонкого нанесения по бумаге, картону или холсту красочного слоя. Растушевки изготавливаются из непроклеенной оберточной бумаги, а наиболее качественные из замши или лайки.
Выпускаются они разных диаметров - №1 – 6 мм, №6 – 14 мм.
Для временной работы может использоваться мягкая пробка, конец которой затачивается как удлиненный конус.

Резинка для стирания

Резинки бывают мягкими и твердыми. До появления резинок рисунок рекомендовали вытирать твердым хлебом.
Мягкая карандашная резинка пригодится для чистки рисунков, выполненных мягкими карандашами. Резинки средней мягкости служат для стирания остальных видов графических карандашей.
Резинки выпускаются разнообразными по цвету и форме. Чтобы протирать блики и тонкие места, резинку следует срезать наискосок.
Жесткую фабричную резинку можно сделать мягче, поместив ее на 3-5 суток в керосин или в разбавитель №2, где она разбухает и становится мягкой. Затем, чтобы убрать запах, следует ее поместить на 1-2 часа в горячую, но не кипящую воду.
Кроме фабричных резинок часто используют т.н. клячки изготовленные из мягкой резины.
 

Фиксативные лаки

Фиксативные лаки и составы на клеевой основе применяются для фиксирования работ, выполненных мягкими материалами (уголь, пастель) и карандашных рисунков.
Фабричный лак фиксатив представляет из себя раствор синтетической смолы в спирте.
Наиболее простым фиксативом может служить молоко, так как оно содержит 2-3 % казеина.
Чтобы использовать молоко как фиксатив, сырому молоку надо дать отстояться, снять верхний слой с всплывшим жиром, и разбавить водой в пропорции 1:4. Недостатком является то, что бумага со временем пожелтеет.
Широко распространено фиксирование работ, выполненных мягкими материалами, с помощью лака для волос.
Не следует забывать, что при фиксировании рисунков темные тона в работе еще больше темнеют.
Следует отметить, что подобные "альтернативы" не гарантируют качественную и длительную сохранность произведения. 
 
Практическая работа на занятии
Цели:
изучение свойств и возможностей графитного карандаша, туши и перьев;
развитие практических навыков работы графитными карандашами и пером; 
воспитание интереса к изобразительному искусству и окружающему миру.
Задачи:
Выполнение упражнений на развитие практических навыков работы карандашом и пером.
 
Материалы и оборудование. Бумага формат А4-А5 (плотный ватман), графитные карандаши разной мягкости, стерка; тушь черная, перья разного размера.

Упражнения

  • Выполнение несложных линейных набросков и зарисовок с натуры и по памяти без разработки объема карандашами максимальной мягкости.Формат А5-А4, 2-3 шт.
  • Выполнение разных видов штриховки карандашами разной мягкости, Формат А4, 1 шт.
  • Выполнить линейный рисунок пером, используя линии разной толщины. Постараться объединить мотив общей пластикой линии. Мотивы растительный, пейзажный, анималистический. ф. А5, 1 шт.
  • Выполнить штриховой рисунок пером, используя разные типы штриховки. ф. А5, 1 шт.
  • Выполнить рисунок пером с размывкой кистью, 1 шт.
o

 

Самостоятельная работа учащихся

Упражнения

  • Выполнение графитовым карандашом несложных линейных набросков и зарисовок с натуры и по памяти линейно без разработки объема карандашами максимальной мягкости В5 и выше. ф А4-А5, 1 шт.
  • Зарисовки графитовым карандашом отдельных предметов быта с передачей объема различными способами штриховки. ф А4-А5, 1 шт.
  • Зарисовки графитовым карандашом несложных мотивов (предметов быта, птиц, животных) применяя способы штриховки и тушевки. ф А4-А5, 1 шт.
  • Выполнение линий и штриховки тушью по сухой бумаге.
  • Выполнение тушью несложных растительных или пейзажных мотивов с размывкой кистью.
  • Выполнение рисунка тушью по основе, проработанной акварелью.

 
 

1.2. Уголь. Сангина.


Теоретическая часть

Уголь

Уголь и сангина относятся в рисунке к мягким материалам. Уголь для рисования изготавливают из очищенных от коры прутьев, например, ивы, березы, бересклета и др. путем обжига без доступа воздуха. Обжиг производится при температуре 300 оС в течение 3-5 часов.
Уголь для рисования можно изготавливать и самому, используя для обжига высокую консервную банку, в которую ставят прутики, закрывают крышкой, обмазывают глиной, обжигают 3-5 часов и дают остыть.
Рисовальный уголь дает теплый черный цвет, легко ложится на холст, бумагу, картон, хорошо растушевывается. Вести подготовительный рисунок на холсте под масляную живопись следует именно натуральным углем. Выпускается в виде палочек длиной 110 мм и диаметром 4 мм.
Второй вид угля, используемый в изобразительном искусстве – это прессованный уголь. Изготавливается из тонкого молотого древесного (березового) угля, часов-ярской глины, сажи газовой и небольшого количества ультрамарина. 
Уголь прессованный дает более темный цвет, чем натуральный, хуже стряхивается с холста при выполнении подготовительного рисунка под масляную живопись и поэтому для этой цели не рекомендуется.
Уголь является прекрасным материалом для кратковременных, быстрых рисунков, для выполнения эскизов и картонов при создании композиции. Многие рисунки старых мастеров выполнены виртуозно и являются шедеврами.
Необходимо сказать, что для рисунков, выполненных углем и другими мягкими материалами, нужно создавать особые условия хранения, например, под стеклом. Можно хранить их в папках, перекладывая их специальной бумагой (чаще всего используется микалентовая бумага и калька).
 

Сангина

Сангина изготавливается из тонкоперетертой жженной сиены и часов-ярской глины. Выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 58 мм. Диаметром 7-8 мм. В коробках по 20 шт.
В работе сангиной применяются те же приемы, что и при работе углем. Сангину можно растирать ватой, пальцем, бумагой и др. для получения тонких и прозрачных тонов.
Работа ведется по плотной шероховатой или специальной бумаге.
 
Практическая работа на занятии
Цели:
изучение свойств и возможностей угля и сангины;
развитие практических навыков работы углем и сангиной; 
воспитание интереса к изобразительному искусству и окружающему миру.
Задачи:
Выполнение упражнений на развитие практических навыков работы углем и сангиной.
 
Материалы и оборудование. Бумага формат А4-А5, уголь натуральный, уголь прессованный, сангина.

Упражнения

  • Выполнить рисунки предметов быта простой формы используя методику штрихования углем для выражения объема без растушевки. ф А4-А5, 1-2 шт.
  • Выполнить рисунок цилиндра или шара используя метод растушевки, растирая пальцами, кусочками бумаги и т.д. для изображения мягких переходов тона. ф А4-А5, 1 шт.
  • Зарисовки сангиной несложных мотивов без растирания.
  • Зарисовки сангиной несложных предметов (лучше простых геометрических тел с растиранием материала пальцем или кусочком бумаги (растушевкой) для мягких незаметных переходов тона.
 
Самостоятельная работа учащихся
  • Выполнить рисунок углем на свободную тему. Ф. А4, 1 шт. используя метод штрихования и растирания. Мотив по выбору.
  • Выполнить сангиной зарисовки пейзажных мотивов по памяти. ф. А4-А5, 1-2 шт.
 

1.3 Соус. Пастель.


Теоретическая часть

Соус


Соус относится к мягким материалам. Имеет все их свойства, но имеет и одну отличительную особенность: соусом работают как мелком и сухим, и мокрым способом, а также кистью, как акварелью. При этом соус похож на черную или цветную тушь, поверхность рисунка имеет бархатистый характер.  
Соус выпускается в виде стержней длинной 56 мм., диаметром 11-13 мм.
 

Пастель

 
Пастель представляет собой мягкие цветные мелки разных цветов и оттенков. В состав ее входит спрессованный пигмент, каолин, часов-ярская глина, белая сажа, бланфикс, мел.
Характерной особенностью пастели является бархатистость и матовость цвета, получить которую в живописи невозможно никакими другими материалами.
Пастель плохо удерживается на бумаге, осыпается. Поэтому ею работают только на шероховатой бумаге. В продаже имеется специальная пастельная бумага разных оттенков. Также художниками практикуется работа на мелкозернистой наждачной бумаге (т.н. нулевке) и замше, грунтованном холсте, картоне, чертежной бумаге.
Пастель выпускается в виде цилиндрических стержней длиной 65 мм, диаметром 9-10 мм.
Кроме обычной пастели существуют другие ее разновидности: кремневая, восковая, масляная. Кремниевая пастель сохраняет все положительные свойства обычной пастели, но при этом прочно держится на бумаге.
 
Практическая работа на занятии
Цели:
изучение свойств и возможностей соуса и пастели;
развитие практических навыков работы соусом и пастелью; 
воспитание интереса к изобразительному искусству и окружающему миру.
Задачи:
Выполнение упражнений на развитие практических навыков работы соусом и пастелью.
 
Материалы и оборудование. Бумага формат А4-А5, соус, пастель.
Упражнение
Выполнить рисунок несложного предмета или растительного мотива соусом используя его как уголь, по сухому. Формат А-5, А-4 – 1 шт.

Упражнения

  • Выполнить тонирование листа соусом с помощью акварельной кисти.
  • После высыхания выбрать светлые места с помощью мягкой стерки, темные доработать соусом, как мелом.
  • Выполнить пастелью зарисовку цветочного мотива используя контрастные цветовые отношения. 

Самостоятельная работа учащихся

Упражнения

  • Выполнить соусом несколько рисунков по сырой бумаге. ф. А4-А5, 1-2 шт.
  • Выполнить пастелью зарисовку пейзажного мотива. Передать отношения нюанса по цвету и по тону. Использовать метод растушевки. 

2.1. Акварель. Характеристика материала. Особенности. Приемы работы. Инструменты, приспособления. Способы хранения

 

Акварель


Теоретическая часть
Название «акварель» происходит от латинского слова aqua (аква) – вода. Вода является растворителем этих красок.
Акварельные краски состоят из нескольких компонентов:

  • Красочный пигмент
  • Связующее вещество – растительные прозрачные клеи – гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой.
  • Пластификаторы – глицерин и инвертированный сахар, которые делают краски пластичными и удерживают влагу.
  • Поверхностно активное вещество (ПАВ) – бычья желчь, позволяющая легко разносить краску по бумаге препятствует скатыванию красок в капли.
  • Антисептик – предотвращает разрушение красок плесенью – фенол.

Акварель отличается особой прозрачностью, чистотой, яркостью и светоносностью цвета. Это достигается не только чистотой применяемых материалов, но и особыми качествами пигментов, получаемыми специальным перетиранием порошков. Пигменты, как и цвета в акварели, делятся на лессированные (прозрачные) и корпусные (малопрозрачные).  

Акварель хорошо сочетается с такими материалами как тушь и гуашь.

Выбор бумаги для акварели


Работать акварельными красками следует на плотной, белой, хорошо проклеенной, зернистой бумаге. На такой бумаге должно быть легко смывать и протирать некоторые места, процарапывать, выскабливать.

Мелкозернистая бумага больше подходит для мелкомасштабных изображений, нежных, воздушных, затененных форм. Крупнозернистая бумага лучше подходит для изображения грубых, фактурных и сильно освещенных форм.

Бумага выпускается в виде листов, альбомов, рулонов.
Из имеющихся в продаже наименований бумаги наиболее подходит для первоначальных занятий акварелью бюджетный вариант под названием «акварельная».
"Рабочая" сторона бумаги - та, котрая имеет более выраженную фактуру. Если бумага с одинаковой фактурой - "лицевой" стороной счетается та сторона, на которой клеймо производителя читается правильно, а не зеркально.  

На что следует обратить внимание работая с акварельной бумагой: 

  • на сколько хорошо бумага "держит цвет". это станет понятно уже через несколько часов после высыхания. либо цвета останутся такими же насыщенными, как во время работы, либо утратят свою первоначальную яркость. 
  • на сколько бумага позволяет "вымыть" цвет. После нанесения и частичного высыхания цветного мазка попробуйте его размочить и удалить цвет. 
  • на сколько хорошо и долго бумага держит влагу.
  • бумага должна иметь достаточную проклейку что бы не скатываться шариками и не размокать "в кашу".
 
Акварельная бумага бывает разной по фактуре (гладкости) и плотности.

По фактуре бумагу можно разделить на: 
  • гладкую (горячего прессования). Сохнет такая бумага достаточно быстро, Краска с нее хорошо выбирается лезвием. Хорошо подходит для заливок, для монотипий. 
  • полугладкую (холодного прессования). Бумага достаточно универсальная.
  • с грубой фактурой (просто высушенная и не прессованная). Имеет ярко выраженную фактуру, а зачастую и неровные края.  
Плотность акварельной бумаги может варьироваться от очень тонкой до сверх плотной:
 
Тонкая бумага - с плотностью менее 200 г/м2 - достаточно капризна и не очень подходит для начинающих художников. Ее может покоробить при неправильном использовании. Без должного опыта в акварели не стоит начинать работу с бумагой менее 200 г/м2, даже если она специальная.

Наиболее распространенным материалом является тип бумаги с плотностью от 200 до 300 г/м2.

Плотная бумага (свыше 300 г/м2) имеет большую толщину и стоит достаточно дорого. Кроме этого такая бумага часто имеет ярко выраженную фактуру и, соответственно, специфику работы с ней. 

Выбор кистей


Успех выполнения работы в немалой степени зависит от правильного выбора и качества кисти.
Кисти выбирают по жесткости, эластичности, форме и по качеству волоса.
В акварели чаще всего используются мягкие беличьи круглые кисти размером от 4 до 10. Очень легко провести основной тест на качество беличьей кисти. – опустить ее в воду. Ворс качественной беличьей кисти должен собраться в один волосок. К сожалению, провести этот тест в магазине при покупке красок мы не можем.
Также акварелисты широко применяют кисти из волоса колонка. Такие кисти более упруги.
Кроме круглых, выпускаются кисти разных конфигураций: плоские, веерные, овальные и т.д. Плоские беличьи кисти широко применяются в акварели. Также необходимо иметь 2-3 примера плоских синтетических кистей для выбирания и смыва краски. Щетинными кистями хорошо создавать различные фактуры в работах. Из Китая происходит традиция применения не только беличьих кистей, но и, например, из козьей шерсти. Обычно у таких кистей длинный упругий пучок, они хорошо держат достаточное количество воды и краски. 
 

Стартовый набор для начинающего акварелиста можно определить как: кисти беличьи размеров от 4 до 8, синтетические плоские кисти ром 6-8, щетинная кисть №10,

После работы акварелью кисти следует тщательно вымыть водой, можно с шампунем. Хранить кисти волосом вверх, не приминая.
 
Практическая работа на занятии
Цели:
Обучение первоначальным базовым способам акварельной живописи. 
Развитие основных навыков работы акварелью: заливка, растяжка цвета, впайка цвета в цвет.
Воспитание интереса к изобразительному искусству.
Задачи:
Выполнение несложных упражнений на развитии навыков работы акварелью.
 
Материалы и оборудование. Бумага акварельная формат А4-А5, акварельные краски 12-16 цветов, кисти беличьи разных размеров (4-8), синтетические плоские кисти р-р 6-8, щетинная кисть №10, баночка с водой, губка, безопасные лезвия, парафиновая свеча, соль.
 

Упражнения

Выполнение несложных упражнений на развитии навыков работы акварелью.

Технические приемы работы акварелью можно разделить на 3 группы:
  • Работа по сухой поверхности бумаги.
  • Работа по сырой (увлажненной) поверхности бумаги
  • Комбинированные и смешанные техники.
  • Равномерная заливка цветом прямоугольника (отмывка).
  • Заливка прямоугольника цветом начиная с чистой воды с постепенным добавлением краски с усилением насыщенности цвета, добиваясь мягких переходов.
  • Заливка прямоугольника цветом, добавляя к первоначальному цвету другие оттенки, добиваясь мягких переходов от одного цвета к другому.

Упражнения

  • Выполнение упражнений на развитие навыков работы акварельными красками, используя приемы характерные только для акварели:
    • Выполнение несложного упражнения с использованием парафина (по сухой бумаге)
    • Выполнение несложного упражнения с использованием соли.
    • Выполнение несложного упражнения с использованием лезвия.


Самостоятельная работа учащихся

  • Пробы цвета акварельных красок с изучением прозрачности. ф А3, 1 шт.
  • Выполнение несложных цветочных или пейзажных мотивов с применением соли, парафина, «выборки» краски лезвием. ф А5, 2-3 шт.
 

2.2. Клеевые краски. Гуашь. Акрил. Темпера. Характеристика.

Теоретическая часть
Следует отметить, что работа клеевыми красками зачастую производится по поверхностям с нанесенным грунтом.

Гуашь

Гуашь – краска непрозрачная, плотная, высохшая, она приобретает матовую бархатистость. Состоит гуашь аналогично акварели из: тонко перетертого пигмента, связующего гуммиарабика, фруктовой камеди, декстрина, глицерина, служащего пластификатором, ПАВ (бычья желчь), ализаринового масла, антисептика (фенол). Различие между гуашью и акварелью в том, что количество связующего меньше, пигмента больше, а также в состав гуаши входят белила. Это дает эффект высветленные цвета при высыхании гуаши. Кроме этого, в отличие от акварели, гуашь краска кроющая, непрозрачная.
Слой гуашевой краски средней толщины сохнет от 30 мин. до 3-х часов. Это зависит от влажности воздуха.
Гуашь используется в оформительской декоративной, плакатной деятельности. Очень широко она используется при выполнении различных набросков и эскизов.
Данный тип краски очень популярен в детских художественных школах. 


 

 

Гуашевые краски отличаются по светостойкости и выпускаются для художественных и оформительских (плакатная, флуоресцентная) работ. 


Основные правила для работы гуашью

  • Гуашевые краски разводятся водой до состояния жидкой сметаны и тщательно перемешиваются.
  • Не следует размывать краску м растирать ее кистью.
  • Гуашь, положенная толстым слоем, может образовать клеевое блестящее пятно.
  • Гуашь наносят на бумагу или холст тонким ровным слоем, вписывая один слой в другой, когда предыдущий слой еще влажный.
  • Чтобы сделать поправки, рекомендуется после смягчения и удаления краски, соскоблив ее бритвой или скальпелем.
  • Для работы гуашью применяются мягкие, но упругие кисти, в основном плоские. Хорошо подходят для этой цели синтетические и щетинные кисти.
Главная трудность при работе гуашью заключается в высветлении цвета гуаши при высыхании.
Светлеют: окись хрома, кобальт, кадмий, охра светлая, охра золотистая, изумрудная зеленая.
Темнеют и вновь высветляются: сиена натуральная, сиена желтая, краплаки, ультрамарин.
Темнеют: ганза желтая, оранжевая.
 

Темпера

Слово темпера происходит от латинского «смешивать».
Занимает промежуточное место между масляной и клеевой живописью. Темперу иногда комбинируют с масляными красками, гуашью, акварелью.
Темпера по составу подразделяется на 3 вида:
  • Яичная темпера;
  • Масляно-казеиновая темпера;
  • Поливинилацетатная темпера.
 

Яичная темпера

Яичная темпера получила особенное распространение в средние века и в эпоху Возрождения. Ею работали такие выдающиеся мастера, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Андрей Рублев и многие другие.
Существует несколько видов яичной темперы: из цельного яйца, белковая, желтковая.
Яичный желток является естественной эмульсией, содержит яичное масло, которое и является связующим при изготовлении краски.
Яичная темпера может быть водно-желтковой, желтково-лаковой, желтково-масляной, казеиново-масляной, восковой и пр. 

Масляно-казеиновая темпера.

Водорастворимая краска, состоящая из тонкотертых пигментов, смешанных с эмульсией, составленной из отбеленного льняного масла в водном растворе казеина (связующего), ализаринового масла (эмульгатор) и антисептика – фенола, предохраняющего от плесени.
Масляно-казеиновая темпера – краска, предназначенная для работы на специальном грунтованном холсте, бумаге, картоне и дереве.
Темперные краски хрупкие. Поэтому как правило, холст наклеивают при помощи казеинового клея на жесткие основания – картон, фанеру, дерево.
 

Поливинилацетатная темпера.

Поливинилацетатная темпера – высокодисперсная пастообразная водно-эмульсионная смесь синтетической смолы, стабилизаторов, структурирующих веществ. Краски прозрачны, эластичны, могут наноситься как пастозно, так и лессировано. Живопись этими красками может быть многослойной. Каждый последующий слой накладывается на предыдущий без опасения отслаивания.
Разбавителем является вода, но после высыхания их можно растворить только специальной смывкой на основе этилового спирта.
Кисти после работы следует тщательно мыть.

Акрил


Состав
В состав акриловых красок входят:
  • Пигмент. Порошок, придающий краске цвет. В большинстве случаев пигмент имеет синтетическое происхождение, но в некоторых случаях добавляют и натуральные пигменты.
  • Полимеры - связующая основа. Полимеры растворяются при помощи растворителя или воды при этом они способствуют соединению между собой компонентов краски и повышают уровень сцепления красящего вещества с обрабатываемой поверхностью. Именно этот компонент создает пленку и сохраняет насыщенность цвета.
  • Наполнитель. Например - крупные частицы акриловых вкраплений, которые делают краску более вязкой и помогают полноценно покрыть обрабатываемую поверхность.
  • Растворитель – чаще всего используется вода. Его задача – сделать краску менее вязкой.

Акриловые краски быстро сохнут благодаря испарению воды, содержащейся в связующем веществе. По мере испарения воды частицы акриловой смолы испаряются, образуя эластичную и водостойкую красочную пленку, которая не желтеет от времени. Акриловую живопись на холсте после высыхания можно сворачивать, хранить и вновь натягивать на подрамник, не опасаясь, что краска потрескается. Одним из преимуществ является то, что все цвета, в отличие от масляных красок, сохнут с одинаковой скоростью.

Краски выпускаются как для профессионалов, так и более дешевые для учащихся.
Акриловые краски в тубах обычно несколько гуще и напоминают консистенцию масляных красок. Краски, выпускаемые в банках, более гладкие и жидкие, легко разводятся водой. Это делает их идеальными для акварельных техник.
Существует ряд средств, которые могут придавать акриловым краскам различные дополнительные свойства. Их добавляют в краску и хорошенько перемешивают шпателем. Глянцующее – для придания яркости и мягкого блеска, матирующее – для придания прозрачности и получения неотражающей матовой поверхности, гелевое – для получения рельефного мазка и пастозных эффектов.

Для акриловых красок можно использовать акриловый грунт, который обладает рядом положительных свойств: эластичен, прочен, разводится водой, быстро сохнет и недорог. Он образует яркий подслой, придающий живость цвету.

Практическая работа на занятии
Цели:
изучение свойств и возможностей клеевых красок;
развитие практических навыков работы клеевыми красками; 
воспитание интереса к изобразительному искусству и окружающему миру.
Задачи:
Выполнение упражнений на развитие практических навыков работы клеевыми красками.
 
Материалы и оборудование. Бумага, картон формат А4-А5, гуашевые (темперные, акриловые) краски, кисти плоские (синтетика, щетина) р-р 6-8, круглые кисти (синтетика, колонок) р-р 3-4, баночка с водой, ветошь.
 

Упражнения*

  • Этюды овощей и фруктов с фоном. Формат А5, 10 шт. 
  • Этюды предметов быта на передачу объема и материальности. Формат А5, 4 шт. 
  • Этюды несложных натюрмортов из двух предметов контрастных по цвету.  Формат А4, 2 шт.
* - упражнения актуальны для всех типов клеевых красок. 

Самостоятельная работа учащихся
Выполнение кратких этюдов несложных натюрмортов или отдельных предметов. Поиск цветотональных отношений. Выявление возможностей материалов.

Продолжение>>>