руende

Материалы

Материалы и оформление

Краски

 
В состав акварельных красок входят пигменты, наполнители и связующие вещества. Очень важно, что акварельные краски можно разделить на 3 группы.

а) лессировочные – характеризуются прозрачностью, легко смешиваются и распределяются по бумаге без осадка (желто-зеленая, ярко-красная, краплак, красно-коричневая, тиоиндиго красная, киноварь, голубая ФЦ и т.д.)
 

б) полулессировочные имеют свойства лессировочных в тонких слоях и кроющие свойства корпусных красок при пастозном письме (охра желтая, охра красная, желтая, оранжевая, сиена натуральная, сиена жженая, умбра натуральная и жженая, марс коричневый, сепия, нейтральная черная и т.д.)
 

в) корпусные краски характеризуются низкой степенью прозрачности. Эти краски легко перекрывают бумагу, имеют зернистую структуру и легко смываются. Это кадмий лимонный, желтый, оранжевый, кобальт синий, ультрамарин, железноокисная красная и др.
 

Краски выпускаются в двух видах: полусухие в кюветах и медовой вязкости в тубах. На первом этапе вполне подходят наборы 12-16 цветов, лучше в пластмассовых кюветах. Хорошо, если коробка с красками оснащена пластмассовой палитрой. В противном случае необходимо позаботиться о палитре. Палитра должна быть обязательно белой и плоской. Можно взять кусок белого пластика или белую керамическую плитку. Подойдет любая не впитывающая влагу поверхность светлого нейтрального оттенка. Использовать бумагу в качестве палитры не разрешается.

Кисти. Лучше всего подходят круглые беличьи кисти. Достаточно набора из 3-х беличьих кистей: № 6, 8, 10, а также нужны 1-2 плоские кисти для смыва и поправок. Синтетическая плоская кисть № 10 позволяет промывать и поправлять мелкие детали, а большая щетинная (№ 24) создавать фактуры и смывать большие поверхности. Высоким качеством отличаются колонковые кисти. Очень полезно иметь хотя бы одну круглую колонковую кисть небольшого размера (№ 4 или № 5).


Бумага

Бумага – важный компонент в акварельной живописи. На современном рынке существует множество разновидностей профессиональной бумаги разных размеров, фактур и разной толщины. Качество бумаги определяется целым рядом параметров:
  • Во-первых, бумага должна хорошо «держать» цвет. Другими словами, после высыхания краска не должна менять свой цвет и интенсивность;
  • Во вторых бумага должна хорошо сохранять влагу. Этот параметр особенно важен для живописи «по сырому»;
  • Кроме этого есть еще одно свойство бумаги, которое имеет значение в основном для профессиональных художников – способность бумаги к размыву уже высохшей краски. Вопреки устоявшемуся мнению, что акварель не поддается корректировке, в некоторых случаях художник может внести в работу некоторые изменения. Конечно, изменения эти незначительные и не могут сравниться с возможностями масляной живописи, но порой даже небольшое перераспределение акцентов может стать ключевым. Повторюсь, что для корректировки акварельного рисунка нужно обладать большим опытом – в противном случае можно испортить бумагу.
С технической стороны основные достоинства акварельной бумаги – хорошая проклеенность и фактурность поверхности.

Хорошо проклеенная бумага не сразу промокает. На такой бумаге можно вести длительную работу, применять приемы выскребания, смыва. Быстрое набухание бумаги говорит о ее рыхлости. Такая бумага быстро впитывает цвет, плохо смывается, исправления практически невозможны.

В продаже имеется много видов акварельной бумаги «холст», «яичная скорлупа», «кожа» и т.д., а также разные виды импортной дорогостоящей бумаги. Наиболее доступной и обладающей достаточно хорошими характеристиками является бумага под названием «акварельная».

В качестве эксперимента, раскрывающего качество акварельной бумаги, можно провести несложные «опыты» с погружением небольших листов в воду. Подходящая для работы бумага не будет быстро намокать, расползаться, фактура на ней хорошо выражена. Глянцевая гладкая бумага не подходит для работы, хотя по-сырому можно работать и на простом рисовальном ватмане.


Планшеты

Длительные учебные этюды пишутся на планшетах, обтянутых акварельной бумагой. Размер планшета должен быть удобен и для переноски, и для компоновки изображения, и для обтягивания его стандартным листом 61 х 85 см. Рекомендуемые размеры 50х60, 55х65.

Чтобы грамотно натянуть акварельную бумагу на планшет ее обязательно нужно намочить, не травмируя ее поверхности (очень мягкой губкой, осторожно, а лучше просто под струей воды), выдержать несколько минут (2-3) для набухания бумаги и прикрепить края листа к планшету с помощью степлера, клея или кнопок.


Оборудование рабочего места

На любых занятиях по рисунку и живописи учащиеся работают на мольбертах. Однако имеются существенные различия в расположении рабочей поверхности на уроках масляной и акварельной живописи. В силу особой текучести акварели рабочую поверхность мольберта необходимо устанавливать под углом близким к горизонтали или под средним углом (15о, 30о, 45о). Для этого подходят мольберты типа «хлопушка». Работать рекомендуется только стоя. Рядом с мольбертом на соответствующей высоте располагаются краски, кисти, небьющаяся емкость для воды, губка.

Освещение рабочей поверхности должно быть достаточным и желательно с левой стороны, дневное.

Первые несложные упражнения выполняются на небольших листах формата А4, А3. Лучше всего посмотреть как работают профессиональные художники


Оформление готовой работы


Багет

Оформление готовой акварельной работы также имеет свои особенности.

Акварельные работы традиционно оформляются в рамы со стеклом(пластиком) и с использованием специальной окантовки – паспарту. Багет используется преимущественно довольно тонкий. Рама изготавливается для каждой работы индивидуально.

У каждого из багетов есть свои плюсы и минусы (ниже приведены общие наблюдения, которые относятся к оформлению акварелей и могут не совпадать для продукции различных производителей):


Металлический багет

  • Плюсы: прочный, хорошо смотрится, достаточно устойчив к износу (это имеет значение для художников, так как при проведении передвижных выставок багет зачастую царапается).
  • Минусы: стоит достаточно дорого и имеет ограниченный ассортимент профилей и расцветок.


Пластиковый багет

  • Плюсы:стоимость, широкий ассортимент, большое количество производителей разного ценового уровня.
  • Минусы:достаточно хрупкий и непрочный. Особенно это касается тонкого профиля, используемого для оформления графических работ и акварелей.


Деревянный багет

  • Плюсы:стоимость, широкий ассортимент, большое количество производителей разного ценового уровня.
  • Минусы:качественный деревянный багет достаточно дорог. Проблемой дешевого левкасового багета является большая вероятность отслоения верхнего слоя. С этой проблемой сталкиваются сотрудники музеев, в чьих коллекциях находятся работы, оформленные в деревянные рамы Советского периода.


Антирамы (безбагетное оформление)

  • Плюсы:относительная дешевизна, не нужно подбирать цвет и профиль багета
  • Минусы:этот вид оформления больше подходит для домашнего использования и достаточно редко используется художниками. Хрупкость.


Паспарту.

Паспарту представляет собой картон с вырезанным для акварельной работы окошком. Паспарту позволяет зрителю лучше сконцентрироваться на восприятии работы и подчеркивает ее достоинства. Паспарту может быть разных цветов, разных размеров, и сделано из разных материалов. Обычно паспарту делается значительно шире толшины багета, но четкого стандарта не существует. Есть несколько классических пропорций паспарту:
  • имеет одинаковую ширину по всему периметру
  • верхняя и боковые полосы одинаковые, нижняя полоса немного шире остальных.


***


Паспарту своими руками.

 

Сразу оговоримся, что если речь идет об оформлении одной работы для своего дома - то лучший способ, это обратиться в багетную мастерскую. Там вам сделают все грамотно и аккуратно, правда довольно дорого. Хорошее оформление может действительно преобразить творческую работу и она будет долго радовать вас.
Но в жизни бывают моменты, когда нужно оформить целую серию работ при очень ограниченном бюджете – молодые художники, детские конкурсы, выставки на 1 день, многое другое и просто отсутствие средств. В таком случае приходится использовать эконом вариант.

Рамы мы тоже делали сами, но для исполнения на высоком уровне нужно дорогостоящее оборудование, поэтому рекомендуем рамы все-таки заказывать у профессионалов. 

Для тоех, кому нужны большие количества рам можем подсказать идею - можно купить нужный вам багет, а резку и склейку делать в мастерской. Это избавит вас от поиска нужного багета и будет дешевле. 

Конечно, можно просто оформить работу в подходящую раму и не заморачиваться вырезанием паспарту, но этот вариант не для нас. Действительно, некоторыми авторитетными художниками допускается оформление акварельных работ без паспарту и в багет, который считается более подходящим для живописи - широкий, с лепниной. Подобный подход я встречал, например, на выставках школы акварели С. Андреяки. Но данный подход можно рассматривать не столько нормой, сколько исключением.

Рассмотрим несколько ситуаций.
1. Оформление при минимальном бюджете - простая рама и паспарту из плотной бумаги.
2. Оформление при минимальном бюджете, но если постараться - паспарту из бумаги с объемом.
3. Профессиональное паспарту своими руками.  


Оформление при минимальном бюджете - простая рама и паспарту из плотной бумаги
 

Даже используя простые материалы можно добиться достаточно высокого качества оформления.

Оборудование и материалы:
Плотная художественная бумага. Кинцелярский нож (желательно с металлической внутренней вставкой). Металлическая линейка. Поверхность для резки.

В качестве поверхности для резки я использую большой кусок стекла. Лишь один раз мне попался нож такой закалки, что поцарапал мое стекло. Стандартные канцелярские ножи не причиняют обычному стеклу никаких повреждений.

Для минимальных затрат берем готовую пластиковую или деревянную раму. Если работа другой пропорции ее можно "кадрировать" перекрыв часть работы паспарту, либо вырезать
Вырезаем кусок бумаги по внутреннему размеру. Бумага должна быть немного (на несколько миллиметров) меньше внутреннего размера рамы. Захват стекла в раме от 5 до 7 мм, так что лучше, что бы лист немного «болтался» в  раме. Этот зазор скомпенсирует разбухание листа при изменении влажности и предотвратит его деформацию. Как можно увидеть на рисунке, деформироваться может даже специализированный картон для паспарту. простая, даже очень плотная бумага, пойдет волнами с большей вероятностью. Поэтому я отмечаю линию разметки не посредством линейки, а просто приложив лист бумаги на раму с задней стороны.
Сначала отмечаем с двух боков одну сторону и отрезаем, затем вторую сторону – и отрезаем.
У нас получалась заготовка для паспарту. 
Теперь размещаем ее лицом вниз, ровно в центр накладываем работу и обводим ее карандашом. Можно высчетать размер и математически, но графически вы с большей вероятностью не ошибетесь.
Рассчитываем так, чтобы паспарту перекрывало работу (около 1 см.) и делаем по две отметки там, где будет проходить край паспарту. Лично я беру обрезок плотной бумаги. На ней делаю такую же отметку и использую для разметки всех точек. Но я еще прибавляю дополнительную точку на расстоянии на один сантиметр меньше чем будет паспарту (зачем? – узнаете дальше). Если вы отметили край паспарту на расстоянии 5 см. То вторую отметку я делаю на расстоянии 9 см. (5+(5-1)).
Можно конечно отрезать бумагу по первой линии, но вероятность, что ваше паспарту начнет коробить в первые дни очень велика. Поэтому я предлагаю сделать ребро жесткости. В частности – соединяем полученные точки линиями и получаем два формата. Внешний формат – край паспарту я не режу, а продавливаю металлическим остовом канцелярского ножа. Можно использовать обратную сторону кухонного ножа. Лучше, когда вы продавливаете, а не царапаете бумагу. Это будет линия сгиба. Обратите внимания, что если у вас получится неровная линия сгиба – у вас сразу же пойдут волны по внешней стороне паспарту. Постарайтесь делать линию сгиба предельно аккуратно. Внутренний же формат я отрезаю по периметру. Далее делаю надрезы от точки пересечения линий паспарту под углом 45о. Здесь не обязательно выдерживать именно 45 градусов – можно резать приблизительно.
Полученную заготовку я сгибаю. Можно продавить ее задней стороной ножа, что бы загибаемая часть минимально топорщилась.
Теперь мы размещаем работу на паспарту. Некоторые крепят работу липкой лентой (скотчем) по всему периметру. Но этот вариант тоже периодически приводит с волнам на работе. Особенно при оформлении фотографий. Поэтому я использую малярную ленту и закрепляю работу только по верхнему ее краю – в 3 точках (центр и края). В этом случае при изменении температуры и влажности у работы есть запас расширения.  
Минусы такого способа:
– он не подходит для длительного оформления работ,
– использование относительно тонкой бумаги (со временем паспарту может пойти волнами из-за разности температуры и влажности) и отсутствие глубины оформления.
Плюсы
– минимальные материальные затраты.
– возможность сделать все самому с минимальным количеством инструментов и очень быстро.
 
Оформление при минимальном бюджете, но если постараться - паспарту из бумаги с объемом
Даже из простой акварельной бумаги, или тонкого декоративного картона можно сделать объемное паспарту. В таком случае делается не одна линия сгиба, а две – на расстоянии нескольких миллиметров. Под загибаемый лист подкладываются  полоски картона для создания объема, а на уголки небольшие бумажные накладки, что бы не видны были щели срезов. Но это очень трудоемкий процесс, требующий большой аккуратности и навыков.


 На персональных выставках "возрастных" художников часто можно встретить в качестве паспарту крашеный картон. Технически - это не лучшее решение, но визуально работа часто выигрывает, так как автор подбирает цвет именно под данное произведение. 

Еще один способ, который я встречал, но сам никогда не использовал - паспарту из декоративного картона со вставками, увеличивающими глубину.  
 

Профессиональное паспарту своими руками.

Резак 

Сразу оговоримся, что данный подход пригодиться тем, у кого есть постоянная потребность в качественном паспарту. 
Для оформления работ на более высоком уровне имеет смысл приобрести картон для паспарту и специальный резак. Сам резак не дешевый и его приобретение имеет смысл, если вы планируете заниматься оформлением работ в достаточно большом количестве. Резак позволяет делать угловой срез кромки и достаточно прост в обращении.
В Интернете есть множества роликов о том, как нужно использовать ту или иную модель. Самые просты модели не имеют никаких специальных направляющих, никаких особенных приспособлений, но прекрасно выполняют свою функцию.  Ознакомиться с особенностью работы такого резака можно по следующей ссылке. Конечно, бывают ситуации, когда смотришь на умелые руки профессионала и создается ложное ощущение простоты использования того или иного инструмента, а потом сам никак не можешь повторить кажется элементарное движение. В данном случае для того, что бы научиться более-менее ловко работать этим "аппаратом" вы испортите всего 1 кусок картона.

По этой ссылке можно посмотреть ролик о резке паспарту простейшим из специальных резаков

Картон 

Картон для паспарту – это специальный картон, имеющий проклейку бумагой с двух сторон. Он бывает нескольких видов и значительно отличается ценой (порой в несколько раз). Тут есть масса нюансов. Заменить картон для паспарту обычным картоном не удастся. Для экономии я пробовал использовать плотный картон (500-650 г/м2), но ничего хорошего из этого не получалось. Даже новое лезвие уже после первого метра резки с большой вероятностью «рвет» края рыхлого картона.
 
Пусть Вас не удивляет разница на цены картона для паспарту.
В Интернете можно найти совершенно разные виды картона, но основной смысл отличия разных видов паспарту - кислотно-щелочной баланс основного материала. (Приведенная классификация является субъективной и приведена для общего ознакомления)

Картон для длительного оформления:
Самыми дорогим и наименее распространенным видами картона для паспарту являются различные варианты музейного картона. В них может быть повышенное содержание щелочи (pH8,5-9,5), может быть нейтральный баланс. Такой картон изготавливается из хлопка. Его состав не имеет лигнина (смесь ароматических полимеров) и поэтому имеет нейтральный кислотный баланс. Чаще всего используется в музеях. Может быть консервационный картон. Он чуть дешевле, но тоже достаточно дорогой. Производится из древесных опилок, очищенных от лигнина, может иметь слой хлопка. 
 
Стандартный бескислотный картон для паспарту  
Бескислотный картон значительно дешевле музейного, но чуть дороже обычного декоративного картона. Название он получил из-за того, что его нейтральный (а иногда даже щелочной) баланс позволяет работе достаточно долго пребывать в оформленном состоянии не вступая с ним в химическую реакцию. Кромка такого картона чаще всего имеет белый срез.

Декоративный картон для паспарту 
Самый доступный и распространенный вид картона для паспарту – это декоративный. В принципе 
декоративным паспарту можно назвать любое паспарту, состав которого не является бескислотным. Практически внутри этого картона простая бумага. Кромка такого картона имеет розоватый оттенок. Специалисты  рекомендуют использовать такой картон не более полугода, так как со временем его кислая среда может вступить во взаимодействие с самой работой. Но на практике этому совету мало кто прислушивается. Следы взаимодействия работы и паспарту можно увидеть рассматривая работы, которые пробыли оформленными несколько десятилетий назад. 


Стекло

Достаточно важным моментом является выбор стекла. Багетные мастерские используют обычное стекло (толщиной 2-2,5 мм), специальное антибликовое стекло, оргстекло (прозрачный пластик).
Давайте рассмотрим плюсы и минусы каждого материала.

Стекло от 2 до 2,5 мм.
Самый распространенный и оптимальный способ оформления по соотношению цена/качество. 
Плюсы - хорошо выглядит, не дает волн
Минусы - хрупкое, бликует. 


Стекло 3 мм. 4 мм. и более
Использование толстого стекла "по старинке" обусловлено не только его низкой стоимостью и широким распространением. Толстое стекло достаточно тяжело разбить. Этот способ имеет ряд преимуществ за счет своей надежности и дешевизны. часто используется детскими художественными школами. 
Плюсы - хорошо выглядит, дешевое, довольно крепкое, 
Минусы - очень тяжелое, не во все рамы будет удобно крепить, бликует. 

Антибликовое стекло
Плюсы - не бликует 
Минусы - хрупкое, дорогое

Прозрачный пластик
Плюсы - легкий, можно безопасно вешать над кроватями, в детских комнатах, не бьется при перевозке
Минусы - подвержен царапинам, требует специального ухода, трудно чистить 

При создании передвижных выставок мы своими силами заменяли обычное стекло на органическое. Это значительно облегчает транспортировку работ и монтаж выставки. Кроме этого исключает повреждение самих работ осколками стекла в случае его повреждения. Органическое стекло покупалось в строительном магазине или специализированной фирме и резалось ножом для оргстекла. 

Может быть Вам будут интересны следующие разделы:

"Технология" - здесь рассмотрены приемы акварельной живописи на примере работ Светланы Курашовой;

"Пособие" - здесь вы найдете примеры тренировочных упражнений, примеры работ студентов, узнаете о типичных ошибках начинающих акварелистов. Пособие разработано на основе многолетнего опыта С. Курашовой;