Рубрику ведет - Олег Курашов;.
Другие публикации автора на тему "акварель": "БЕЛОРУССКАЯ АКВАРЕЛЬ - ПЕРИОД ПОЛУРАСПАДА..."
Живопись акварельными красками, наряду с живописью масляными, акриловыми, темперными и т.д. красками является одной из составных частей станковой живописи. Технология акварельной живописи крайне богата и разнообразна. В данном разделе на примере работ Светланы Курашовой рассмотрены некоторые профессиональные приемы и профессиональные термины акварельной живописи.
Акварель* – (франц. Aquarelle, от лат. Aqua – вода) – «водяные краски». Отличительное свойство акварельных красок – чрезвычайно тонкая растирки пигмента и большой процент клеящих веществ в качестве связующего.
Акварелью называется также техника живописи акварельными красками. Важнейшее свойство акварельной живописи – прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя. Белила как излишне плотная краска в этой технике не употребляются вовсе (их заменяет просвечивающий сквозь живопись белый цвет бумаги). Возможности этой техники довольно широки, но трудности значительны.
* здесь и далее – «Краткий словарь терминов изобразительного искусства. Издание четвертое» М., 1965
Многослойная акварельная живопись (Лессировка). Этот прием заключается в нанесении нескольких (рекомендуют 2-3) слоев краски по сухой поверхности листа бумаги. Картина в этом случае приобретает некоторую «сухость» по сравнению со сделанной «по сырому», но художник может добиться высокой детализации предметов. Этот прием еще называют "лессировкой". Лессировка - нанесение тонкого прозрачного слоя краски поверх уже имеющегося рисунка. Лессировку можно использовать как на малых, так и на крупных участках работы. Лессировка* – (от нем. Lasierung) – один из приемов живописной техники, состоящий в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего плотного слоя. Основное значение данного приема – достигать особой легкости и звучности тона или вносить тонкие цветовые коррективы в детали живописи, что возможно благодаря законам оптического смещения. |
Работа по сырому листу в начальной стадии с последующей доработкой "по сухому" В данном случае художник делает основу работы по сырому листу, а работу над деталями продолжает когда лист уже высох. Такая технология позволяет комбинировать нежные переходы живописи «по сырому» с написанными поверх них акцентами на мелких деталях. |
Акварельная живопись "по сырому" (A La Prima) Живопись акварельными красками по мокрому (сырому) листу в профессиональной среде называется живопись "по сырому". В данном случае лист специальной акварельной бумаги смачивается водой и располагается горизонтально (что бы дольше удержать воду). Художник пишет непосредственно по мокрой поверхности. В данном случае автору нужно быть предельно точным (легко получить ненужные подтеки и "грязь") и быстрым (время, которое лист держит влагу, зависит от типа бумаги, но в любом случае лимитировано). Алла прима* (итал. Allaprima; произн. – «аля прима») – то же, что и живопись по сырому. Означает также способ исполнения за один прием, в один сеанс. |
Отсутствие белой краски Ни для кого не секрет, что в акварели отсутствуют белила. Белый цвет передается за счет цвета бумаги. Другими словами - художнику все время нужно помнить о тех участках, которые он должен оставить белыми и "обходить" их цветом, оставляя нетронутыми. |
Такой прием называют «резерваж». Сейчас продаются специальные материалы на основе латекса, которые помогают защитить необходимые участки листа. Называются они "маскирующая жидкость для акварели" или "изолирующее средство для акварели". |
Соль Соль (как крупная, так и мелкая), рассыпанная по сырой акварели неравномерно разъедает краску и создает на пятне особую фактуру. Этот прием эффективен по первому слою краски. Когда работа высохнет соль можно удалить сухой тряпкой или даже рукой. |
Смыв Уже написанную акварельную работу можно смыть под струей проточной воды для получения особого эффекта. Часть пятен вымывается достаточно сильно, а часть остается нетронутой. Этот прием может испортить работу, а может создать неповторимую фактуру. |
Парафин Свойство парафина не смачиваться водой позволяет «защитить» некоторые участки бумаги от краски. Данный прием может использоваться на любой стадии работы (как на чистом листе, так и по уже нанесенному рисунку), но, в любом случае, основа должна быть сухой. В качестве современных альтернатив парафину существуют разнообразные резервирующие средства. Некоторые художники пользуются для этих целей простым резиновым клеем. |
Брызги воды Капли воды упавшие на сырую поверхность акварельного рисунка создают точки легкой размытости. |
Черешок кисти / мастихин Пока работа еще сырая некоторые детали можно просто “процарапать” черешком (обратной стороной) кисти либо мастихином (художественным шпателем). |
Авторские приемы на основе акварели С накоплением опыта профессиональный художник хорошо изучает материал и находит свою собственную комбинацию различных приемов. В данном случае мы говорим об использовании особого набора различных приемов внутри одной техники. |
Смешанная техника В творческом поиске многие художники стараются выйти за рамки классической технологии. Комбинирование приемов из различных техник называется «смешанная техника». Художники-любители зачастую называют такой прием «авторской техникой», что в большинстве случаев не соответствует действительности, так как речь идет просто об авторской компиляции различных приемов или использовании новых приемов с классическими материалами. |
Если Вы не нашли здесь интересующую вас информацию – задайте нам вопрос через раздел «Контакты» и мы с радостью на него ответим.
С другими работами Светланы Курашовой вы можете ознакомиться по следующим ссылкам:
Может быть Вам будут интересны следующие разделы: