руende

Натюрморт с драпировками

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ “ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ”


Учебно-методический комплекст по выполнению «Этюда натюрморта с драпировками на горизонтальной и вертикальной плоскостях».
 

Специальность «Дизайн», «Декоративно-прикладное искусство»
Разработчик: преподаватель специальных дисциплин С. Л. Курашова
 
Гомель, 2022

Введение.
 
Практически в каждом учебном натюрморте наряду с предметами участвуют и драпировки ткани. Драпировки играют немаловажную роль в натюрмортной постановке, являясь фоном для предметов, дополняя своими складками группу предметов, придавая всей постановке динамику и объединяя ее в единое целое.
Нельзя не отметить, что навыки в изображении складок ткани понадобятся обучающимся изобразительному искусству и всем, связанным с ним специальностям, не только для работы над натюрмортом, но и в дальнейшем, например при работе с фигурой человека, над решением эскизов композиций разного характера и т.д.
Постановка:Натюрморт из одного простого, но выразительного предмета (глиняный или металлический предмет) или нескольких предметов и драпировки из одинакового льняного полотна неяркого цвета.
Цели:Изучение различий пластики ниспадающих и лежащих на плоскости складок драпировки, приобретения навыков передачи характера складок средствами акварельной или гуашевой живописи. Совершенствование навыков работы методом пропорционального переложения тональных и цветовых отношений натуры и этюда.
Задачи:Выявление объема, пластики, пространственного ритма складок драпировки. Передача цветовой рефлексной взаимосвязи методом «лепки формы цветом» и «вливания цвета в цвет». Изучение разницы в пластике ниспадающих и лежащих на плоскости складок. Достижение глубины пространства натюрморта.

Занятие №1.
Задачи этапов работы над постановкой.
  1. Подготовительный рисунок. Компоновка  натюрморта в формате.
  2. Линейно-конструктивное построение предметов.
 
Занятие №2.
Задачи этапов работы над постановкой.
  1. Работа над этюдом формата А5 30 мин.
  2. Определение основных цвето-тональных отношений постановки.
 
Занятие №3.
Задачи этапов работы над постановкой.
  1. Уточнение цветовых и тональных отношений постановки с учетом рефлексной взаимосвязи.
  2. Проработка объема предметов и складок драпировки с учетом материальности и положения в пространстве.
 
Занятие №4.
Задачи этапов работы над постановкой.
  1. Работа над деталями
 
Занятие №5.
Задачи этапов работы над постановкой.
  1. Обобщение работы. Завершение

Общие рекомендации по работе акварельными красками:
  • Красочный слой должен оставаться достаточно тонким и прозрачным;
  • Важно наносить последующий слой по просохшему предыдущему;
  • Первые прописки выполняют прозрачными (лессировочными) красками, обладающими достаточной цветовой насыщенностью, если это уместно;
  • Использование укрывистых (корпусных) красок более уместно на заключительных стадиях работы для усиления материальной значимости, предметности отдельных участков этюда.
  • Составлять смесь лучше из 2-х, в крайнем случае 3-х красок. Лишняя краска как правило ведет к замутнению и утере свежести.
  • Лучше прозрачные смешивать с прозрачными, плотные с плотными.
  • Стараться не доводить красочное пятно до состояния матовой непрозрачности.

Занятие № 1
Подготовительный рисунок.

Тип занятий: выработки и закрепления умений и навыков.
Кол-во часов: 2. 
Цели: 
  • Выработка и закрепление навыков по композиционному размещению натюрморта в формате.
  • Развитие пространственного мышления и навыков построения предметов в пространстве с учетом их массы и формы.
 
Задачи:
  • анализ задания
  • анализ требований и критериев оценки к практической работе
  • разбор и анализ типичных ошибок
  • Выполнение подготовительного рисунка.
  • Компоновка  натюрморта в формате.
  • Линейно-конструктивное построение предметов.

Наглядные пособия:  образцы работ по теме из методического фонда отделения «Живопись»,

Оснащение занятия:демонстрационные живописные материалы.

Оборудование:планшет с акварельной бумагой, стерка, карандаш.

Методические рекомендации:
Провести объяснение задания, проанализировать цели, задачи, требования к выполнению работы, пояснить критерии оценки данного задания. Используя образцы работ из методического фонда отделения «Живопись», разобрать и проанализировать типичные ошибки.

Вопрос компоновки любого рода изображения в формате имеет очень важное значение для успешного выполнения задания. Прежде всего необходимо выбрать наиболее выгодную точку зрения на натуру, для чего желательно сделать несколько беглых компоновочных набросков с разных сторон и постараться почувствовать какое положение относительно натуры наиболее понятно и интересно, а также полнее отражает суть поставленной задачи, а именно: ритм складок, выразительность их объема под воздействием освещения и развитие их в пространстве.
После выбора наиболее удачного эскиза можно вплотную заняться распределением масс и силуэтов предметов и складок в пространстве листа, учитывая их общую форму, пропорциональные отношения и взаимодействия.
Для успешного выполнения подготовительного рисунка к живописному этюду важно передать общие пропорции и пластику предметов и складок, учитывая свою точку зрения, уровень плоскости стола, раскрытие эллипсов и площадок предметов, их «следов» на плоскости, ритм и места перелома складок, направление их движения и т.д. некоторые мелкие нюансы формы можно опустить и доработать в дальнейшем кистью.
Закончив выполнение подготовительного рисунка, следует его доработать в соответствии с теми материалами, которыми он будет выполняться. Если работа будет вестись акварелью, карандашный рисунок необходимо проработать стёркой, смягчив резкие линии, убрав линии построения, которые мешают и из-за прозрачности акварельных красок, будут мешать. Если в дальнейшем работа будет вестись непрозрачными красками, то лучше закрепить рисунок небольшой кистью, чтобы не потерять в дальнейшем свои достижения в компоновке натюрморта.
Данный этап работы очень важен, как правило, 2-х часового занятия не хватает для ее выполнения, поэтому допускается продолжение работы на следующем занятии, но не более двух занятий.

Практическая работа
Выполнение первичного рисунка.

Домашнее задание (Приложение 1):
2 этюда драпировки в технике гризайль.
  1. ниспадающие складки;
  2. лежащие на плоскости стола складки.
Формат А4, одна из драпировок светлее фона, другая – темнее фона.
Задача: передать объем и ритм складок в световоздушной среде.

Занятие № 2
Определение больших цветовых отношений.

Тип занятия: Выработки и закрепления умений и навыков. 
Кол-во часов: 2. 

Цели: 
·       Изучить особенности передачи различия пластики ниспадающих и лежащих на плоскости складок ткани. 
·       Развить умения работы методом пропорционального переложения тональных и цветовых отношений натуры и этюда.
·       Сформировать навыки работы с объемом и пластикой в технике акварельной живописи 
 
Задачи:
·              анализ задания
·              анализ требований и критериев оценки к практической работе
·              разбор и анализ типичных ошибок
·              Работа над этюдом формата А5 30 мин.
·              Определение основных цвето-тональных отношений постановки.
Наглядные пособия:  образцы работ по теме из методического фонда отделения «Живопись»,
Оснащение занятия:демонстрационные живописные материалы.
Оборудование:планшет с акварельной бумагой, акварельные краски, кисти, вода, тряпка.
Методические рекомендации:
Провести объяснение задания, проанализировать цели, задачи, требования к выполнению работы, пояснить критерии оценки данного задания. Используя образцы работ из методического фонда отделения «Живопись», разобрать и проанализировать типичные ошибки.
Достаточно важно выработать у учащихся правильную последовательность действий на первом этапе работы цветом. Причем существуют разные варианты начала работы. В первом случае краски накладывают жидко. Подмалевок выполняется быстро, большой кистью, выявляя основные контрасты между светом и тенью, но достаточно определенно, с учетом тональной разницы и положения в пространстве каждого элемента общей композиции. В законченном виде подмалёвок уже позволяет судить об общем колорите этюда.
При втором способе работа осуществляется плотными пастозными красками. Работу можно вести по цветной плотной импрематуре (тонированному планшету или холсту). О сущности этого способа работы писал французский исследователь Рене Пио: «Картину надо изображать как если бы задачей был мотив в пасмурную погоду без солнца, нет ни решительных светов, ни теней, есть лишь окрашенная масса для каждого объекта.» 
Существует  и еще один способ работы над натюрмортной постановкой. Определив основной узел композиции, начинаем с него, работая красками в полную силу, постепенно расширяя границы красочного пятна, подчиняя главному все второстепенное.
Все вышесказанное относится к начальной стадии работы над натюрмортом, причем касается разных применяемых материалов. Если за одно занятие подмалевок не будет выполнен, желательно, чтобы у незаконченных кусков живописи не было четких границ и они оставались как бы размытыми. Это делается для сохранения ощущения целостности этюда.
Касаясь основных задач конкретного задания «Натюрморт с драпировками на вертикальных и горизонтальных плоскостях», необходимо отметить, что нужно внимательно отнестись к узловым моментам переломов самой драпировки и характеру ниспадающих и лежащих на плоскости складок, проанализировать их форму, сопоставляя ее с формой простых геометрических тел (конус, цилиндр, прямоугольный параллелепипед(, что позволит правильно отделить свет от тени и наметить объем.
 
Практическая работа
Определение больших цветовых отношений. (Приложение 2)
 
Домашнее задание:
2 этюда драпировки в технике гризайль.
1)            ниспадающие складки;
2)            лежащие на плоскости стала складки.
Формат А4, одна из драпировок светлее фона, другая – темнее фона.
Задача: передать объем и ритм складок в световоздушной среде. 

Приложение 2.

Занятие № 3. 
Уточнение цветовых отношений, передача рефлексной взаимосвязи  

Тип занятия: Выработки и закрепления умений и навыков.
Кол-во часов: 2. 

Цели: 
·       Изучить особенности передачи различия пластики ниспадающих и лежащих на плоскости складок ткани. 
·       Развить умения работы методом пропорционального переложения тональных и цветовых отношений натуры и этюда.
·       Сформировать навыки работы с объемом и пластикой в технике акварельной живописи 
 
Задачи:
·              анализ задания
·              анализ требований и критериев оценки к практической работе
·              разбор и анализ типичных ошибок
·              Уточнение цветовых и тональных отношений постановки с учетом рефлексной взаимосвязи.
·              Проработка объема предметов и складок драпировки с учетом материальности и положения в пространстве.
Наглядные пособия:  образцы работ по теме из методического фонда отделения «Живопись»,
Оснащение занятия:демонстрационные живописные материалы.
Оборудование:планшет с акварельной бумагой, акварельные краски, кисти, вода, тряпка.
Методические рекомендации:
На данном этапе работы необходимо выполнить уточнение цветовых и тональных отношений натюрморта и начать работу над объемом предметов натюрморта с учетом их положения в пространстве.
Наиболее характерной ошибкой на данном этапе является невыразительность тональных отношений. Необходимо их организовать так, что бы проявились самые темные, светлые пятна, обозначить на первом и втором планах выразительные контрасты не только на предметах, но и на узловых местах складок драпировки.
Так как задание выполняется при холодном естественном освещении – тени приобретают более теплый оттенок. При холодном освещении характер рефлексов также будет холодным в теплых тенях. Рефлексы являются очень важной частью живописной работы. Они не только помогают полноценно выявить объем предметов и складок, но и в большой мере содействуют цветовой связи предметов натюрморта.
Очень важно проследить развитие драпировки в натюрморте в разных зонах пространства. Выразительные контрасты и детализация, в том числе и объема предметов и складок, необходимы на первом-втором планах.
Изображая складки драпировки необходимо постоянно делать отбор, особую тщательность проявлять в изображении основных узлов складок, влияющих на общую композицию.
Практическая работа
Уточнение цветовых отношений, передача рефлексной взаимосвязи  (Приложение 3)
 
Домашнее задание:
2 этюда драпировки в технике гризайль.
1)            ниспадающие складки;
2)            лежащие на плоскости стала складки.
Формат А4, одна из драпировок светлее фона, другая – темнее фона.
Задача: передать объем и ритм складок в световоздушной среде. 

Приложение 3.
Занятие №4
Работа над деталями

Тип занятия: Выработки и закрепления умений и навыков.
Кол-во часов: 2.
Цели: 
·       Изучить особенности передачи различия пластики ниспадающих и лежащих на плоскости складок ткани. 
·       Развить умения работы методом пропорционального переложения тональных и цветовых отношений натуры и этюда.
·       Сформировать навыки работы с объемом и пластикой в технике акварельной живописи 
 
Задачи:
·              анализ задания
·              анализ требований и критериев оценки к практической работе
·              разбор и анализ типичных ошибок
·              Работа над деталями.
Наглядные пособия:  образцы работ по теме из методического фонда отделения «Живопись»,
Оснащение занятия:демонстрационные живописные материалы.
Оборудование:планшет с акварельной бумагой, акварельные краски, кисти, вода, тряпка.
Методические рекомендации:
При достаточном разнообразии применяемых на начальной стадии обучения живописи материалов, остановимся прежде всего на выполнении этюда акварелью.
Два основных метода работы акварельными красками это:
1)            метод лессировок;
2)            метод а-ля-прима.
 Метод а-ля-прима – живопись по сырой или сухой бумаге, написанная в один сеанс, без последующих принципиальных изменений. Все цвета берутся в полную силу. Такой метод хорош для быстрых этюдов, например, на пленере. Он требует определенного опыта, хороших навыков работы акварелью и применяется реже при обучении на Iкурсе. Поэтому больше остановимся на методе лессировки.
На 4-м занятии необходимо переходить к проработке объема предметов и складок драпировки. Многослойная живопись предполагает нанесение одного прозрачного слоя краски на другой. Чтобы нижний слой краски не размывался, необходимо дождаться, пока он просохнет. При перекрытии одного цвета другим важно также установить границы для каждого вновь наносимого слоя , что конечно приучает учащегося увязывать цвет с формой.
При работе над объемом складок необходимо сначала наметить их теневые зоны, т.е. отделить их от более светлых участков, а затем заняться полутонами, сравнивая их между собой. Конечно, необходимо особое внимание уделять наиболее важному для общего композиционного решения узлу. Нельзя забывать, что решение объема складок требует опять таки сравнение их формы с простыми геометрическими телами, например: конус, цилиндр, призма и т.д.
А также нельзя забывать, как градации светотени выявляют объем предмета, в каком порядке они располагаются на поверхности тел вращения.
Особое внимание следует уделить рефлексам, которые не только помогают выявить объем, но и служат для связи элементов композиции по цвету.
 
Практическая работа
Работа над объемом предметов и складок драпировки. (Приложение 4)
 
Домашнее задание:
2 этюда драпировки в технике гризайль.
1)            ниспадающие складки;
2)            лежащие на плоскости стала складки.
Формат А4, одна из драпировок светлее фона, другая – темнее фона.
Задача: передать объем и ритм складок в световоздушной среде. 

Приложение 4.

Занятие №5
Работа над деталями

Тип занятия: выработки и закрепления умений и навыков.
Кол-во часов: 2. 

Цели: 
·       Изучить особенности передачи различия пластики ниспадающих и лежащих на плоскости складок ткани. 
·       Развить умения работы методом пропорционального переложения тональных и цветовых отношений натуры и этюда.
·       Сформировать навыки работы с объемом и пластикой в технике акварельной живописи 
 
Задачи:
·              анализ задания
·              анализ требований и критериев оценки к практической работе
·              разбор и анализ типичных ошибок
·              Обобщение работы. Завершение.
Наглядные пособия:  образцы работ по теме из методического фонда отделения «Живопись»,
Оснащение занятия:демонстрационные живописные материалы.
Оборудование:планшет с акварельной бумагой, акварельные краски, кисти, вода, тряпка.
Методические рекомендации:
На 5-м занятии продолжается работа по уточнению цветовых и тональных отношений, проработке объема предметов с учетом их материальности и положения в пространстве.
Моделировка объемной формы предметов производится с выявлением градаций светотени и материальных качеств предметов. Блики на глянцевых предметах следует оставлять не закрашенными до последних этапов работы. Моделировка предметов, лепка объема производится с учетом тонового и цветового состояния освещенности и зависит от степени контрастности теплых и холодных оттенков, взаимных рефлексов.
Работая акварелью при проработке предметов и складок драпировки, не стоит доводить их до полной завершенности сразу, необходимо вести их сравнение между собой и с натурой, следя за тонально-цветовыми отношениями. В ходе детальной проработки этюда натюрморта может оказаться, что отдельные части натюрморта как бы чересчур проработаны и «засушены», благодаря чему этюд воспринимается дробно. В акварельной живописи переделывание и исправление возможны, но до определенной степени и, как правило, часто нарушают свежесть этюда.
Особо хочется отметить, что границы пятен желательно сохранять мягкими, избегать эффекта «вырезанности» при передаче объема округлых предметов.

 
Практическая работа
Работа над деталями(Приложение 4)
 
Домашнее задание:
2 этюда драпировки в технике гризайль.
1)            ниспадающие складки;
2)            лежащие на плоскости стала складки.
Формат А4, одна из драпировок светлее фона, другая – темнее фона.
Задача: передать объем и ритм складок в световоздушной среде. 

Занятие № 6. 
Обобщение. 


Тип занятия: выработки и закрепления умений и навыков.
Кол-во часов: 2. 
Цели: 
·       Изучить особенности передачи различия пластики ниспадающих и лежащих на плоскости складок ткани. 
·       Развить умения работы методом пропорционального переложения тональных и цветовых отношений натуры и этюда.
·       Сформировать навыки работы с объемом и пластикой в технике акварельной живописи 
 
Задачи:
·              анализ задания
·              анализ требований и критериев оценки к практической работе
·              разбор и анализ типичных ошибок
·              Приведение этюда натюрморта к цельному цвето-тональному решению.
Наглядные пособия:  образцы работ по теме из методического фонда отделения «Живопись»,
Оснащение занятия:демонстрационные живописные материалы.
Оборудование:планшет с акварельной бумагой, акварельные краски, кисти, вода, тряпка.
Методические рекомендации:
Приближаясь к завершающему этапу работы над натюрмортом, следует особое внимание уделить целостности изображения, чтобы проработка отдельных узлов композиции ее не нарушила.
С одной стороны, доскональная проработка деталей придает изображению завершенность. С другой стороны здесь необходимо соблюдать определенную меру, учитывать расположение в пространстве прорабатываемого участка и его роль в общем композиционном решении всего формата, не забывая про особенности работы акварелью. 
Поскольку в акварельной живописи не применяются  белила, следует особенно бережно относиться к светлым пятнам и, как советуют опытные акварелисты, в каждой работе акварелью по бумаге следует определить и сохранить самые светлые участки, оставить их даже незакрашенными, что усиливает эффект свечения белизны бумаги сквозь прозрачные слои краски. Акварель часто называют светоносным материалом и это соответствует истине.
Особое внимание уделяют детализации композиционного центра и первых планов.
Практическая работа
Обобщение. (Приложение 5)
 
Домашнее задание:
2 этюда драпировки в технике гризайль.
1)            ниспадающие складки;
2)            лежащие на плоскости стала складки.
Формат А4, одна из драпировок светлее фона, другая – темнее фона.
Задача: передать объем и ритм складок в световоздушной среде. 

Приложение 5 .
Занятие № 7. 
Завершение

Тип занятия: выработки и закрепления умений и навыков.
Кол-во часов: 2. 

Цели: 
  • Изучить особенности передачи различия пластики ниспадающих и лежащих на плоскости складок ткани. 
  • Развить умения работы методом пропорционального переложения тональных и цветовых отношений натуры и этюда.
  • Сформировать навыки работы с объемом и пластикой в технике акварельной живописи 
 
Задачи:
  • анализ задания
  • анализ требований и критериев оценки к практической работе
  • разбор и анализ типичных ошибок
  • Приведение этюда натюрморта к цельному цвето-тональному решению.
  • Завершение работы.
Наглядные пособия:  образцы работ по теме из методического фонда отделения «Живопись»,
Оснащение занятия:демонстрационные живописные материалы.
Оборудование:планшет с акварельной бумагой, акварельные краски, кисти, вода, тряпка.
Методические рекомендации:
Последний этап работы важен и должен быть направлен на целостность изображения, которая достигается обобщением как второстепенных деталей  предметов, находящихся на дальнем плане, так и конкретизацией предметов I-IIпланов. Если отдельные красочные пятна «выпадают» из цветового строя, «вырываются» вперед или «проваливаются» в глубину, то им необходимо уделить внимание.
  • Резкие границы пятен и преувеличенные по насыщенности участки можно смыть при помощи большой мягкой кисти и чистой воды. Если требуется дополнить этюд некоторыми мелкими деталями, линейными светлыми элементами, то здесь помогут плоские синтетические кисти.
  • При наличии тоновой путаницы, когда работа пестрит обилием одинаковых светлых по тону пятен, либо нужно придать глубину некоторым участкам натюрморта, то здесь широко применяются лессировки. Лессировкой можно и усилить цветовое звучание пятна, и «приглушить», «отодвинуть» в  глубину. Для лессировок применяются мягкие беличьи кисти большого размера, которые не смывают нижний красочный слой. Обобщающая лессировка делается быстро и решительно, так как нижний красочный слой, особенно если он достаточно плотный, легко может быть поврежден.  
На завершающем этапе этюда приемы усиления и ослабления общего тона могут успешно использоваться только тогда, когда одновременно учитывается общий центр композиции.
Именно подчинение деталей целому и выявление основной группы предметов с образно-смысловым содержанием и является критерием оценки успешности выполнения этюда натюрморта с драпировкой.
 
Практическая работа
Обобщение. Завершение.(Приложение 6)
 
Домашнее задание:
Просмотр домашнего задания: 2 этюда складок драпировок, разных по тону и положению в пространстве. (Приложение 7)


Список используемой литературы
 
  1. “Искусство авкарели”, Рынкевич В.  Минск, 2001.
  2. Цвет в изобразительном искусстве, Миронова Л.  Мн. Беларусь, 2002.
  3. Материалы в изобразительном искусстве, Одноралов Н. В. Москва, Просвещение, 1983.
  4. «Искусство рисунка» Соловьев Б. А. Искусство, 1989.
  5. Акварельная живопись А.И.Бурчик «Беларусь», 2014.
  6. Технология масляной живописи, А. Гринько, 2011.
  7. Школа изобразительного искусства, Москва, 1986.

 

Приложение 6
Приложение 7