руende

Технология материалов V2


Данный текст основан на методическом пособии, разработанном преподавателем Гомельского художественного колледжа Светланой Курашовой с учетом программы обучения живописи и рисунку учащихся средних учебных заведений Республики Беларусь и содержит ряд упражнений и методических рекомендаций по их выполнению. Кроме этого в текст внесены дополнительные материалы в рамках изучаемого предмета. 

Содержание

1.1. Графит. Перо
1.2. Уголь. Сангина
1.3 Соус. Пастель.
2.1. Акварель. Характеристика материала. Особенности. Приемы работы. Инструменты, приспособления. Способы хранения
2.2. Клеевые краски. Гуашь. Акрил. Темпера. Характеристика.

2.3 Масляная живопись. (Виды красок, их свойства. Виды кистей. Основы для грунта. Виды холста и картона.) Основы для живописи. Грунтовка холста.
2.4. Виды подрамников. Грунты под масляную живопись. Виды грунтов. Требования к грунтам. Виды клея
2.5 Разбавители и лаки для масляной живописи 
Литература

Предыдущая часть


 

2.3 Масляная живопись. Основы для живописи. Грунтовка холста.
Теоретическая часть


Масляная живопись – одна из живописных техник, использующих краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества. Они состоят из сухих пигментов и высыхающего масла, например, льняного, макового или масла грецких орехов.

Пигменты бывают прозрачные или непрозрачные (лессировочные или укрывистые). Старые мастера применяли лессировки для создания гладкости живописной поверхности и предпочитали прозрачные краски. На палитрах импрессионистов все краски кроме ультрамарина были укрывистыми. 
 
Технологию масляной живописи предлагается рассматривать как совокупность 3 составляющих.
  • Изучение физико-химических свойств материалов
  • Изучение последовательности работы с материалами
  • Изучение приемов обработки материалов
 
По мере эволюции художники постоянно экспериментировали с пигментами, связующими веществами, грунтами и т.д., борясь с нежелательными явлениями в масляной живописи:
  • Долгое время высыхания красочного слоя
  • Потемнение (пожелтение) красочного слоя.
  • Появление пожухлости (матовости) красочного слоя.

 
Эксперименты со связующим веществом:

  • Всевозможная очистка (отбелка) сырого масла.
  • Поиски разных добавок – эфирные масла, смолы, лаки и т.д.
  • Подготовка очищенного масла


Под словом «масло» понимается именно льняное, отбеленное и рафинированное.
 
Для масла целесообразно иметь кисти 2-х типов:

  • Щетинные
  • Синтетические
Плоская синтетика пригодится любых размеров. Круглая синтетика используется в основном малых размеров. Она нужна, например, при моделировке тела.

Щетина хорошо для работ «впротирку» и «по сухому». Может быть полезна и веерная кисть для выглаживания красочного слоя и объединения.
 

Уход за кистями

Срок службы кистей зависит от того, как художник за ними ухаживает.
Во время работы необходима чистая тряпка и банка для их промывки.  Промывка требуется, когда нужно взять другой цвет и просто вытирания кисти уже недостаточно. Раствор для промывки состоит из равных частей скипидара и Уайт-спирита.

После окончания работы полагается

  • Вытереть кисти о тряпку;
  • Промыть кисти в промывочной банке.
  • Снова вытереть кисти о тряпку.
  • Помыть кисти теплой водой с хозяйственным мылом.
  • Тонкие кисти можно «замылить», т.е. придать им остроконечную форму.
  • Перед началом работы кисти нужно помыть в промывочной банке.

После работы с лаками (ретушным, даммарным и т.д.) кисти необходимо вымыть сразу. Если они не были вымыты и засохли – их необходимо оставить на некоторое время в промывочном растворе. Причем для избежание контакта волоса кисти с дном банки можно использовать специальное приспособление – кистемойку. Альтернативное приспособление можно изготовить самому: из плотной бумаги делается кольцо с прорезью посередине, в которое вставляется кисть. Затем кисть моют водой с мылом. Однако, засыхание кистей очень нежелательно и из-за этого кисти преждевременно выходят из строя.
 

Мастихины и шпатели.

Мастихин – инструмент из гибкой стали в виде лопатки с изогнутой ручкой.
Шпатель – стальная пластина.
Мастихин нужно выбирать мягкий. Он нужен для замеса краски, для наложения мазков, для убирания лишней каски. Ряд художников использует мастихин в качестве основного инструмента для живописи.
Шпателем чистят палитру.
 

Палитры

Палитра должна быть сделана из дерева хвойной породы. Палитру перед использованием надо пропитать льняным маслом и высушит на солнце.

Краски кладутся по краю палитры, середина – для их смешивания.
Порядок расположения красок на палитре тоже имеет значение. Четкого порядка не существует, так как каждый художник со временем приходит к своей собственной логике размещения цветов, однако можно рекомендовать следующий порядок: (по часовой стрелке от левого нижнего угла отверстия для захвата): черные, синие, зеленые, желтые (начиная с лимонной), оранжевые, красные, земляные, белила. На белила рекомендуется выделять больше места, так как их расход выше.   

Чистится палитра жёстким шпателем. Для облегчения чистки палитру можно прогреть. В бытовых условиях – подержать несколько секунд над горячей плитой, избегая контакта.
 

Основы для живописи:

  • Дерево
  • Холст
  • Картон
  • Комбинации материалов (например, холст, наклеенный на картон).
Основы для живописи прошли сложный путь развития. Наиболее ранними материалами для основы станковой живописи были дерево твердых пород (самшит, кипарис, кедр, лиственница).
Позднее основой для станковой живописи стала ткань. Во многом это было связано с переходом от темперной живописи к масляной, но не только. Холст был более удобен для хранения и транспортировки картин. Сначала холст просто наклеивали на доску и покрывали левкасным грунтом. Первые картины, выполненные на свободно натянутом холсте, появились примерно в XV веке, но широкое применение натянутый на подрамник холст получил в XVII веке.

Преимущества холста как основы под живопись: 
  • Проще в транспортировке
  • Лучше хранится и не так подвержен необратимым деформациям со временем.
  • Дешевле и проще подготовить для живописи.
  • Имеет фактуру, которая может быть использована в интересах картины.

Холст для работы масляными красками.

 
Перепробовав в качестве основы для живописи многие материалы (дерево, металл, ДВП и т.д..), было признано, что самой лучшей основой является холст, натянутый на подрамник.

В качестве основы для живописи очень популярны ткани из растительных и синтетических волокон. По своим свойствам они разделяются на некоторые разновидности.

Холсты разделяют по типу основы и по зернистости плетения. 

Льняные холсты.

Это первый и самый распространенный холст для масляной живописи. Льняной холст обладает подходящей для живописи фактурой. Это очень прочный материал, сохраняющий живописную работу от воздействия температуры и влажности.
У льна высокий коэффициент истираемости, что хорошо защищает работу от деформации. Ткань, выполненная из более качественного сырья, тоже прослужит дольше, чем изготовленная из отходов первичной обработки льна. На такой ткани часто бывают утолщения и бугорки, которые приходится убирать лезвием.
Самым качественным является льняной холст с двойным переплетением.
 
Хлопчатобумажные холсты 
Преимущество такого холста в значительно меньшей стоимости, достаточно ровной поверхности. Минусы - слишком большая эластичность, края холста больше подвержены расползанию. Этот тип холста достаточно широко распространен. 

Синтетические
Преимущество синтетики - устойчивость к деформациям от влаги и гниению.  

Комбинированные 
Холсты, в которых комбинируются разные типы волокон. Комбинация натуральных волокон с синтетическими зачастую помогает минимизировать слабые стороны того или иного материала. Например наличие синтетики сделает холст менее эластичным и поможет избежать излишнего провисания. 

Прочие 
В последнее время стали появляться холсты из новых для европейских "традиций" материалов - например джут, рогоза и д.р.   

Зернистость плетения 

  • мелкозернистые - прекрасно подходят для гладкого письма. 
  • среднезернистые - самый универсальный вариант. используется как для гладкого, так и для пастозного письма. 
  • крупнозенистые - чаще используется для пастозной живописи. Обладает преимуществом перед мелко- и среднезернистыми при использовании для работ большого формата, так как помогает избежать лишней деформации холста. 
Холст на картоне и холст на оргалите (ДВП) тоже возможный вариант для начинающих художников.

Холст для масляной живописи должен быть тщательно подготовлен. Процесс подготовки состоит из:
а) натяжки холста на подрамник;
б) проклейки;
в) грунтовки.

Практическая работа на занятии
Цели:
изучение свойств и возможностей проклеек и грунтов для масляной живописи;
развитие практических навыков приготовления и использования на практике проклеек и грунтов для масляной живописи; 
воспитание интереса к изобразительному искусству и окружающему миру.
Задачи:
Выполнение на практике проклейки и грунтовки холста для масляной живописи.
 
Материалы и оборудование. Подрамник деревянный ф 30*40, 50*60 см. (по выбору); холст, скобозабивной пистолет, желатин, акриловая (водоэмульсионная) белая краска, шпатель, флейц, разбавитель для масляных красок (пинен),
 

Упражнение

Натяжка холста на подрамник.
а) проверить диагонали подрамника и выставить его углы под 90о. (если диагонали не равны - )
б) закрепить холст в натяжении по центру планка на противоположных сторонах крест-накрест.
в) подтянуть холст от центра к углам на противоположных планках, чтобы натяжение было равномерным.
г) края холста лучше загибать и пристреливать к задней поверхности, а не к торцу подрамника.
д) Холст не должен провисать, но слишком сильно натягивать тоже не следует.


Самостоятельная работа учащихся

Самостоятельно натянуть холст на подрамник стараясь достичь равномерного и достаточного натяжения холста и избежать провисаний, "пузырей" и сильных перетяжек структуры холста.  
 

2.4. Виды подрамников. Виды клея для проклейки холстов. Грунты под масляную живопись. Виды грунтов. Требования к грунтам. 


Теоретическая часть
 

Виды подрамников 

Подрамник служит для стабилизации холста строго в плоскости, придавая ему определенную жесткость и сохранение эластичности.

Подрамники бывают жесткие (глухие) и модульные (разборные, на клиньях).
Для творческих работ желательно, что бы деревянные планки, используемые для подрамника были из шпунтованного (составного) дерева. Это позволит избежать изгибов и искривления планок при длительном хранении.  

Глухие подрамники - самый простой и дешевый вид. Он не позволяет механически регулировать степень натяжения холста. 
Модульные подрамники делаются из нескрепленных между собой планок, в которых при помощи специальных клиньев можно регулировать степень натяжения холста. 
 

Виды клея 

Самый простой из клеев – пищевой желатин. Для улучшения свойств можно добавить к нему небольшое количество глицерина или меда. Оптимальное соотношение желатина указано производителем на упаковке – обычно 1 столовая ложка на стакан воды или упаковка (50 г.) на 1 литр воды. Накануне занятий можно залить пачку (50 г.) желатина холодной водой в литровой банке, не доливая доверху примерно 1 стакан. На следующий день доливаем банку доверху кипятком и размешиваем. Обычно для проклейки первого слоя 1 л. готового желатина хватает на подгруппу 10 чел.
После остывания клей наносят на натянутый холст флейцем, линейкой, губкой. Первый слой лучше наносить холодным, студнеобразным клеем, чтобы закупорить отверстия в холсте.

Практическая работа на занятии
Цели:
изучение свойств и возможностей проклеек и грунтов для масляной живописи;
развитие практических навыков приготовления и использования на практике проклеек и грунтов для масляной живописи; 
воспитание интереса к изобразительному искусству и окружающему миру.
Задачи:
Выполнение на практике проклейки и грунтовки холста для масляной живописи.
 
Материалы и оборудование. Подрамник деревянный ф 30*40, 50*60 см. (по выбору); холст, скобозабивной пистолет, желатин, акриловая (водоэмульсионная) белая краска, шпатель, флейц, разбавитель для масляных красок (пенен),
 

Упражнение

Проклейка холста.
Важно равномерно проклеить холст и сразу убрать излишки. Линейку держать под острым углом и слегка вдавливать линейкой клей в холст. Вторую и третью проклейки проводить с перерывом в 1 сутки.
После нанесения 3 слоев клея и полного высыхания, поверхность нужно зачистить мелкой наждачной бумагой. 
 
Грунтовка холста

Существует огромное количество рецептов грунтов для масляной живописи. Для студенческих работ наиболее приемлем малозатратный грунт из акриловых белил (водоэмульсионная краска) с добавлением примерно 20% приготовленного желатина жидкой консистенции от общего объема. Грунт наносится аналогично клеевой проклейки. Можно линейкой или шпателем, можно флейцем. Излишки обязательно убирать. Прокрывать холст рекомендуется 2-3 раза. Полезно проклеивать и загрунтовывать одновременно с холстом и небольшие куски картона для этюдов.
 

Упражнение

Нанесение на холст предварительного рисунка несложного натюрморта.
Рисунок на холсте рекомендуется выполнять натуральным (не прессованным) углем. Неудачные места легко исправить постукиванием тряпкой о холст.
После выполнения рисунка его следует закрепить одним из способов:

  • Черной акварелью
  • Темперой
  • Ретушным лаком
  • Масляной краской
  • Например, марс коричневый разводится жидко и тонкой кистью обводятся контуры. Контуры сразу оттушевываются внутрь изображения. Сразу после этого можно приступать к первой прописке.

Упражнение

Получение первичных навыков работы над несложной постановкой.
Начало работы красками после предварительно нанесенного и закрепленного рисунка может идти разными путями:

  • Цветной подмалевок
  • Монохромный прозрачный подмалевок (имприматура)

Имприматура – это слой, предшествующий первой прописи в картине.


Имприматура решает ряд задач в будущей работе:
 

  • Создает первый прочный слой в картине;
  • Создает тонированную поверхность для облегчения последующей работы (помогает вернее брать нужные тона, чем при работе по белой поверхности);
  • Позволяет в процессе первой прописи видеть всю работу целиком, т.е. уже решает проблему обобщения;
  • Хорошо сохраняет рисунок.

Для нанесения прозрачной имприматуры берут простые, прозрачные, крепкие краски, например: сиена жженая и виридоновая зеленая. Для разбавителя применяется «тройник» с добавлением даммарного лака.  Выполняется имприматура жидкими красками широкой кистью. Рисунок должен просвечивать. Светлые места можно сразу протереть чистой тряпочкой.

Гризайль-монохромная корпусная (непрозрачная) пропись, выполняемая следующими красками: белила титановые, охра светлая (или английская красная), марс черный.
Аля-прима (от итал. a la prima — «в один присест») – однослойный метод работы в один-два приема. 
Работа по тонированному грунту
Темперный подмалевок. Может выполняться как корпусно, так и жидко. Очень быстро сохнет, в чем заключается его основное достоинство.
 
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по масляной живописи.
 
Выполнит имприматуру прозрачной краской.
Первая пропись по имприматуре ограниченным набором простых быстросохнущих красок.  Имеет большое значение верная моделировка формы и тщательность проработки, меньше внимания уделяют цвету и колористическим эффектам. 
После просыхания подмалевка следуют дальнейшие прописки. Причем, корпусные прописки имеют локальный характер (в конкретных местах), а лессировки могут наноситься на большие площади и даже на всю поверхность работы
Для лессировок пригодны практически все краски. Менее пригодны: кадмий, английская красная, непрозрачные марсы. Лессируют как цельными красками, так и их смесями. Можно писать, как по сырой лессировке, так и по просохшей.
 
Самостоятельная работа учащихся

Выполнить несложный натюрморт из 2 предметов по закрепленному рисунку в два этапа:

  • Цветной подмалевок жидкими красками;
  • Прописка объема предметов по высохшему подмалевку, уточнение


Обязательная контрольная работа

Цели:

Обобщение и систематизация теоретических знаний по предмету «Технология материалов»;
Проверка усвоения учащимися теоретических знаний; 

Задачи:

Ответы в письменном виде на вопросы по предмету «Технология материалов».
 

2.5 Разбавители и лаки для масляной живописи. 


В большинстве своем живописные лаки – это не что иное, как 30% раствор смол в пинене (одном из компонентов смолы хвойных деревьев). Как исключение стоит назвать копаловый лак, где копаловая смола растворена в льняном масле.

 


Наиболее распространены следующие виды лаков:
 

  • даммарный;
  • мастичный;
  • копаловый;
  • ретушный.
  • акрил-фисташковый;
  • фисташковый;


Даммарный лак используется:
 

  • как добавка к краске;
  • как покрывной.


Мастичный лак используется:
 

  • в качестве добавки к краскам;
  • для протирки промежуточных слоев;
  • как покрывной в масляной и покровной живописи.


При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак.

Копаловый лак:
 

  • темного цвета;
  • применяется как добавка к краскам;
  • высохшая пленка устойчива к органическим растворителям.


Покрывные лаки.


Ретушный лак:
 

  • применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи и для усиления сцепления красочных слоев;
  • наносится кистью или тампоном.


Фисташковый лак:
 

  • почти бесцветнsq;
  • сохнет медленнее, чем другие


Акрил-фисташковый лак:
 

  • пленка почти бесцветна и очень эластичнчна;
  • по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного;
  • высыхает медленнее мастичного.


Даммарный покрывной лак:
 

  • гигроскопичен и не защищает от влажности;
  • в условиях повышенной влажности мутнеет.


Разбавители масляных красок.


Разбавитель № 1 (живичный скипидар + Уайт-спирит): 
 

  • используется для разбавления эскизных масляных красок, рельефных паст и в различных вспомогательных целях.


Разбавитель № 2 (обесцвеченный Уайт-спирит): 
 

  • используется как разбавитель красок для мытья кистей и палитр. Для разведения лаков разбавитель № 2 не пригоден из-за низкой растворяющей способности и большей проницаемости, чем у пинена.


Разбавитель № 3 (уайт-спирит очищенный): 
 

  • используется как разбавитель красок
  • используется как разбавитель красок для мытья кистей и палитр.
  • Не обладает запахом ;


Для разведения лаков разбавитель № 3 не пригоден.

Разбавитель № 4 (пинен): 
 

  • окисляется значительно меньше, чем скипидар, но склонен к пожелтению и осмолению;
  • используется как разбавитель красок и лаков в живописи;
  • при разбавлении красок пиненом понижается их блеск.


Разбавитель № 1 и разбавитель № 4 склонны при соприкосновении с воздухом быстро окисляться - мутнеть с выпадением осадка и желтеть. 

Разбавитель «Тройник» (лак + льняное масло + скипидар): 
 

  • используется как разбавитель красок
  • используется как разбавитель лаков н
  • используется как лак для лессировок
  • НЕ используется для мытья кистей и палитр.


Данный разбавитель зачастую создается самими художниками из подручных жидкостей. Разные художники используют разные пропорции: кто то мешает 1:1:1, кто то увеличивает количество масла для «живости» цветов, а кто то дает больше скипидара для ускорения скорости высыхания.

Основные правила применения масляных разбавителей:
 

  • применять в ограниченном количестве;
  • не вводить масло в подмалевок;
  • медленно сохнущие краски следует разводить только лаками;
  • быстро сохнущие краски следует разбавлять уплотненным льняным маслом;
  • чрезмерное введение лака в красочный слой делает его хрупким.


Покрытие картин лаком.

Покрытие картин лаком имеет чрезвычайно важное значение. Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе. Покрывают картину лаком не ранее, чем через год после окончания работы. В течение всего этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма.
Для покрытия картины лаком используют акрил-фисташковый, мастичный или даммарный лак. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем.
Лак должен быть свежим, не более 3 месяцев с момента выпуска. 
Перед нанесением лака картину нужно очистить от пыли и просушить. Для нанесения лака применяют широкие флейцевые кисти, ширина которых зависит от размера картины. Кисть должна быть с короткой, но не стриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она не "затянула" лак, т.е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме фланцевой кисти лак иногда еще наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.
Для лучшей располировки лака, его следует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды 40°С.
Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем №4) в соотношении 1:1.
Окончив нанесение лака, полотно через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить полотно от пыли. При этом, картину, покрытую лаком, следует защищать от влажного воздуха и низких температур.

Литература

  1. Материалы и техники рисунка Копейкин М. и др М., Изобразительное искусство, 1984.
  2. Школа изобразительного искусства, Москва, 1986.
  3. “Искусство авкарели”, Рынкевич В.  Минск, 2001.
  4. Цвет в изобразительном искусстве, Миронова Л.  Мн. Беларусь, 2002.
  5. Материалы в изобразительном искусстве, Одноралов Н. В. Москва, Просвещение, 1983.
  6. «Искусство рисунка» Соловьев Б. А. Искусство, 1989.
  7. Акварельная живопись А.И.Бурчик «Беларусь», 2014.
  8. Технология масляной живописи, А. Гринько, 2011.